Пользуясь сайтом, вы принимаете политику Cookies
Принимаю

В России стартовал эксперимент по маркировке мясных изделий и полуфабрикатов

24 ноября 2025 года в России стартовал новый этап внедрения маркировки пищевой продукции. Правительство утвердило постановление № 1823*, в соответствии с которым тестовая маркировка в системе «Честный знак» теперь распространяется на две крупные группы товаров - на мясные изделия, а также на полуфабрикаты и замороженную продукция.

Под «мясными изделиями» в рамках эксперимента понимается довольно широкий набор продуктов. Это не только классические колбасы, но и весь ассортимент переработанного мяса, которое проходит технологическую обработку и продается в потребительской упаковке.

К мясным изделиям относятся:

  • колбасы всех видов (вареные, сырокопченые, полукопченые, ветчинные и т.д.);
  • изделия из мяса, мясных субпродуктов и крови животных и птицы;
  • продукты из жира домашней птицы и свинины;
  • соленые, копченые, сушеные мясные продукты и пищевые субпродукты.

Если упрощенно, то это весь сегмент мясной переработки, который не является сырой тушей и готов либо частично готов к употреблению.

Что касается полуфабрикатов и заморозки, то эта группа еще обширнее. В нее входит как сырая продукция, так и прошедшая минимальную кулинарную обработку:

  • свежее и охлажденное мясо (говядина, свинина, баранина, птица);
  • замороженные овощи (сырые или прошедшие варку/обработку паром);
  • готовые супы, бульоны и заготовки для них;
  • ракообразные и моллюски (живые, охлажденные, соленые и т.д.);
  • овощи, грибы и трюфели, приготовленные или консервированные без уксуса;
  • свежее, охлажденное и замороженное рыбное филе.

Как и всегда, эксперимент проходит в добровольном режиме, коды маркировки предоставляют бесплатно, а ответственность за ошибки в этот период не применяется.

Хотя участие является добровольным, отказываться от эксперимента не стоит, поскольку это отличный шанс для производителей, импортеров и торговых компаний без каких-либо рисков адаптироваться к изменениям, понять, потребуется ли обновление оборудования, как изменится логистика и хранение, и какие процессы нужно перестраивать перед обязательным этапом.

Например, производитель колбас может оценить, какой тип печати удобнее для оболочек, а супермаркет - проверить, как маркировка читается на упаковке охлажденного мяса при конденсации или в случае хранения в морозильной камере.

Чтобы присоединиться к эксперименту, достаточно зарегистрироваться в системе «Честный знак», подготовить оборудование (сканеры, онлайн-кассы), протестировать нанесение и считывание Data Matrix и обучить сотрудников.

Отметим, что за проведение эксперимента отвечает Минпромторг России. На него возложены организационные и методические функции: ведомство должно установить требования к передаче данных, подготовить рекомендации для участников и сформировать детальный план-график пилота.

Предполагается, что в тестовом режиме маркировка мясных изделий продлится до 28 февраля 2026 года, а для полуфабрикатов и заморозки до 31 августа 2026 года. Также планируется, что обязательная маркировка мясных изделий начнется уже 1 августа 2026 года (проект разработан). Для полуфабрикатов срок пока что не обозначен - его установят позже отдельным постановлением.

*Постановление Правительства РФ от 17.11.2025 № 1823