В конце сентября Правительство внесло в Госдуму масштабный законопроект, который затрагивает практически все ключевые налоги в России (№ 1026190-8). Если документ примут в текущей редакции (что крайне вероятно), то уже с 1 января 2026 года НДС вырастет до 22%, налоговая нагрузка на УСН существенно возрастет, а льготы по страховым взносам для МСП будут отменены. Рассказываем, какие изменения запланированы и как это скажется на гражданах и работе бизнеса.
НДС и УСН
Главное и наиболее обсуждаемое изменение - повышение ставки НДС с 20% до 22%. На первый взгляд два процентных пункта - не слишком много, но нужно понимать, что НДС является ключевым налогом, который заложен практически в каждый товар и его рост гарантированно отразится на всей экономике страны. Если бизнес не переложит нагрузку на конечного потребителя, маржинальность снизится. Если переложит (более вероятно) - цены начнут расти, что еще больше ускорит текущую инфляцию.
Не менее важное изменение - сокращение предельного дохода для бизнеса на упрощенной системе налогообложения. Сейчас лимит составляет 60 млн. рублей: только при его превышении компания на УСН начинает платить НДС. Законопроект снижает эту планку до 10 млн. рублей. Для большинства малых организаций это фактически означает конец «упрощенки без НДС» и резкий рост налоговой нагрузки. Особенно уязвимы сферы с низкой наценкой, в частности, торговля и услуги: там обороты легко перешагивают новый лимит даже без значительной прибыли.
Для компаний, которые преодолеют порог, планируют установить переходный режим:
- от 10 до 250 млн. рублей - ставка 5% без права на вычеты;
- от 250 до 450 млн. рублей - ставка 7% без права на вычеты.
При доходе свыше 450 млн. рублей бизнес обязан перейти на ОСН и платить НДС по общей ставке 22%.
Отметим, что непосредственно режим УСН формально сохраняется (6% с доходов или 15% с доходов минус расходы), но теперь к нему добавляется дополнительная нагрузка. Меняется и сам характер работы: нужны книги покупок и продаж, счета-фактуры, отдельная декларация. Малому бизнесу придется либо вкладываться в автоматизацию учета, либо нанимать специалистов с опытом работы на ОСН.
Как итог - «упрощенка» перестает быть простой и фактически превращается в гибрид «УСН + элементы ОСН».
Страховые взносы: пересмотр льгот и новые правила
Законопроект существенно сокращает количество послаблений в сфере страховых взносов. К основным изменениям следует отнести:
- IT-сектор. Для технологических компаний льготный тариф 7.6% сохраняется только для выплат сверх предельной базы, а в ее пределах увеличивается до 15%.
- Субъекты МСП. Для малого и среднего бизнеса льготный тариф 15% сохранится только для «приоритетных отраслей», которые утвердит Правительство. Все остальные компании перейдут на общие ставки 30%.
- Руководители организаций. Вводится новое правило: если директор получает зарплату ниже МРОТ, организация должна доначислить взносы исходя из МРОТ. Изменение направлено на борьбу с серыми схемами «минимальных окладов» для руководства.
- Радиоэлектронная промышленность. Для этой отрасли, напротив, предусмотрена льгота: взносы сверх базы начисляться не будут вовсе (0%).
Отдельно стоит отметить новшество по ДМС: расходы на полис для служебной командировки за границу выводятся из базы для начисления взносов. Это небольшое, но показательное послабление для компаний, работающих на международных рынках.
Имущественные налоги: централизованный расчет и перенос сроков
Законопроект предлагает передать обязанность организаций по расчету имущественных налогов самим налоговым органам. Речь идет о транспортном, земельном налоге и налоге на имущество по кадастровой стоимости.
Для бизнеса это означает упрощение отчетности, поскольку больше не нужно будет самостоятельно считать налоговую базу. Однако при этом усиливается контроль - оспаривать придется уже готовые расчеты ФНС, а не собственные данные.
Помимо этого, предлагается сдвинуть на один месяц срок уплаты налогов, что формально дает компаниям больше времени на аккумулирование средств.
Налог на прибыль: борьба с оптимизациями
Изменения в части налога на прибыль носят «точечный» характер, но отражают общую тенденцию реформы:
- Продлевается до 2030 года ограничение на учет убытков прошлых лет. Это лишает компании возможности сглаживать финансовый результат и снижает пространство для налогового планирования.
- Уточняется применение повышающих коэффициентов при покупке ПО: теперь расходы нельзя будет многократно списывать через цепочку лицензиатов, что закроет одну из популярных схем оптимизации.
- В перечень сомнительных долгов добавляются задолженности по штрафам и пеням, если они связаны с проблемными договорами. Это расширяет возможности для уменьшения налогооблагаемой базы, но требует аккуратного документооборота.
- Для участников международных групп компаний вводится минимальный уровень налогообложения в 15%. Инициатива должна предотвратить уход прибыли в низконалоговые юрисдикции.
В целом поправки по налогу на прибыль направлены на то, чтобы сократить возможности агрессивной оптимизации и заставить бизнес показывать более прозрачный финансовый результат.
НДФЛ: новые обязанности и уточнение льгот
Поправки по подоходному налогу коснутся как работодателей, так и самих налогоплательщиков:
- Вводится универсальная льгота: освобождение от НДФЛ при продаже акций или долей российских компаний, если срок владения превышает 5 лет. Нововведение призвано стимулировать долгосрочные инвестиции граждан.
- Для детских вычетов будут учитываться только доходы основной базы, что делает механизм более прозрачным.
- Расходы на ДМС для командировок за границу исключаются из налогооблагаемой базы.
- Компенсации за утрату имущества (по решению суда или органов власти) освобождаются от налогообложения.
Также для граждан планируют ввести новую обязанность: если налоговый агент (работодатель) удерживает налог частично (а не полностью), гражданин обязан самостоятельно подать декларацию и доплатить налог. Данное правило существенно повышает риски для работников, чьи работодатели допускают ошибки в расчетах.
Налоговое администрирование: цифровизация и усиление контроля
Значительная часть поправок направлена на изменение порядка взаимодействия с налоговыми органами:
- Сдвигается срок уплаты налогов - если крайний день срока выпадает на выходной, платить нужно не позже последнего рабочего дня перед ним, а не после, как это установлено законом сейчас.
- Информацию о наличии имущества и транспорта нужно будет подавать до 31 мая, а не до конца года.
- Уточняется порядок ведения единого налогового учета, включая учет прекращения рассрочек и отсрочек.
- Отменяется подача отдельных уведомлений по имущественным налогам и НДФЛ, если данные уже есть у ФНС.
- Вводится возможность подавать возражения на акт проверки онлайн и участвовать в заседаниях через видеосвязь.
- Расширяется периметр налогового мониторинга: для попадания под него будет достаточно одного критерия (выручка, активы или налоги), а не всех сразу. Вдобавок к этому, ФНС получает право осматривать помещения и изымать документы при выявлении нарушений в рамках мониторинга.
- Предельный срок инвестиционного налогового кредита увеличивается с 5 до 10 лет.
- Расширяется перечень оснований, по которым налоговики имеют право отказать в зачете или провести его частично.
Мы рассказали о ключевых и самых важных изменениях, но в действительности их планируется еще больше. Если оценивать законопроект в целом, то можно сказать, что он отражает четкий курс государства: усиление контроля, рост фискальной нагрузки, ограничение оптимизаций и выборочное сохранение льгот только для «приоритетных» отраслей.
В связи с этим бизнесу важно уже сейчас провести стресс-тест финансовой модели и понять, как повышение НДС и страховых взносов повлияет на цены и зарплатный фонд, готова ли компания к уходу с УСН и каким образом она будет работать в новых экономических условиях.
Начните вести товарный учет в магазине с сервисом Управление ассортиментом