С 1 октября 2026 года начнет действовать федеральный закон о платформенной экономике. Он впервые установит единые правила для маркетплейсов, агрегаторов и цифровых сервисов, где пользователи покупают товары, заказывают услуги и находят исполнителей. В статье рассказываем, зачем понадобилось такое регулирование и как оно изменит взаимодействие участников на онлайн-платформах.
Суть нового закона
Платформенной экономикой признается модель, в рамках которой цифровые сервисы выступают посредниками между неограниченным кругом лиц для обмена информацией, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
За последние годы платформенная экономика стала одной из самых быстрорастущих сфер в России. Сегодня через цифровые сервисы люди не только ищут работу или подработку, но и покупают товары, заказывают услуги, бронируют жилье, пользуются такси и доставкой. Несмотря на то, что маркетплейсы и агрегаторы уверенно занимают существенную долю рынка, их деятельность до настоящего времени не урегулирована специальными нормами. На практике это приводит к непрозрачным алгоритмам работы и регулярным спорам о правах и ответственности сторон.
Новый закон призван устранить эти пробелы и создать единые правила для всех участников цифрового рынка. В частности, он закрепляет понятие цифровой платформы, определяет правовой статус ее оператора, устанавливает требования к договорам с партнерами и правила взаимодействия с исполнителями. Кроме того, закон вводит систему отчетности и контроля, направленную на защиту потребителей и повышение прозрачности сделок в онлайн-среде.
Кого затрагивает закон
Закон о платформенной экономике регулирует отношения между всеми участниками цифровых площадок, через которые совершаются сделки, продажи или заказы услуг. Под цифровой платформой понимается сайт, мобильное приложение или иная информационная система, объединяющая неограниченный круг пользователей и выступающая посредником между ними. Такие площадки позволяют размещать товары, искать и заказывать услуги, заключать сделки и обмениваться данными в автоматизированном режиме. Для них характерно использование алгоритмов поиска, рекомендаций, учета и оплаты, а также получение вознаграждения за операции, совершенные через платформу.
Исходя из вышеизложенного следует, что к регулируемым законом платформам относятся маркетплейсы, фриланс-биржи, сервисы доставки (такси) и иные схожие агрегаторы.
Участников платформенной экосистемы закон обозначает следующим образом:
- Владелец цифровой платформы - организация, которая создает и контролирует площадку, где размещаются товары и услуги, заключаются сделки и происходит обмен данными.
- Оператор - отвечает за взаимодействие между пользователями, исполнителями и партнерами. Им может быть сам владелец платформы или отдельное юридическое лицо, с которым заключен договор на операционное управление.
- Партнер-продавец - продавец, который размещает товары на площадке и получает доход с помощью платформы.
- Партнер-исполнитель - специалист, оказывающий услуги через платформу, например, водитель такси, мастер по ремонту, репетитор, фотограф и т. д.
- Пользователь - покупатель или заказчик услуги, который выбирает, заказывает и оплачивает товары или работы через цифровую платформу.
- Владелец пункта выдачи - компания или ИП, сотрудничающие с маркетплейсом и обеспечивающие прием, хранение, выдачу и возврат заказов, а также расчеты с клиентами.
Отметим, что закон не распространяется на государственные и муниципальные информационные системы, электронные площадки для госзакупок и реализации имущества банкротов, инвестиционные платформы, финансовые маркетплейсы, сайты банков и страховых компаний, а также интернет-магазины, которые продают исключительно собственные товары или программное обеспечение.
Новые правила взаимодействия на цифровых платформах
По замыслу законодателя закон о платформенной экономике должен обеспечить баланс интересов всех участников отношений и устранить проблему, когда крупные платформы фактически диктуют малому бизнесу условия сотрудничества. Для этого с 1 октября 2026 года законом вводится целый ряд нововведений.
Уведомления об изменении условий
Платформы будут обязаны заранее уведомлять партнеров об изменениях условий сотрудничества. Если оператор решит повысить размер комиссии, ввести новые штрафы или изменить порядок хранения и отгрузки товаров, уведомление должно быть направлено не позднее чем за 45 дней до вступления новых условий в силу. Для остальных изменений предусмотрен срок 15 дней. Исключение допускается только в случаях, когда корректировки улучшают положение партнера, например, снижают комиссию или отменяют ограничения.
Данное правило должно устранить распространенную проблему, когда продавцы узнают о новых условиях постфактум и вынуждены без какой-либо подготовки адаптироваться к изменениям.
Подписывайтесь на телеграм канал ТУ СОФТ, чтобы быть в курсе новостей маркировки, законодательства и других важных событий торговли
Раскрытие информации о товаре и продавце
Карточки товаров на маркетплейсах станут более информативными. Закон обяжет операторов указывать, кто именно продает товар - российская компания или иностранная, а также раскрывать сведения о сертификатах, декларациях, лицензиях и маркировке.
Ответственность за достоверность этих данных будет нести оператор платформы. Он должен будет проверять документы до публикации карточки товара, а не по жалобе покупателей.
Кроме того, закон предусматривает, что правительство сможет устанавливать дополнительные требования к отображению информации, например, к указанию цены или способу оплаты, чтобы исключить скрытое навязывание финансовых услуг.
Согласие на скидки и акции
После вступления закона в силу площадки смогут применять спонсируемые скидки (акции, когда маркетплейс снижает цену за свой счет) только с согласия партнера. Об изменении цены платформа должна будет уведомить продавца не позднее чем за 5 дней до начала акции и получить подтверждение.
При этом партнер вправе заранее определить, что разрешает спонсируемые скидки, а также установить максимальный размер допустимого снижения цены. На случай, если селлер отказывается от участия в акциях, закон запрещает платформе понижать его рейтинг, скрывать карточки товаров или ограничивать показы.
Прозрачность поисковой выдачи и рейтингов
Еще одна важная новация касается алгоритмов ранжирования и рейтингов. Платформы будут обязаны раскрывать партнерам принципы, по которым формируются поисковые результаты и рейтинги продавцов. Если позиции зависят от отзывов, сроков доставки, процента выкупа или других метрик, эти критерии должны быть четко описаны в договоре.
Также платформа будет обязана обосновывать любые изменения рейтинга и уведомлять партнера о возможных последствиях, например, снижении видимости товара.
Платное продвижение и реклама останутся разрешены, но условия участия должны быть одинаковыми для всех партнеров. Закон также вводит прямой запрет на вмешательство в пользовательские фильтры - если покупатель сам выбрал сортировку или отбор, маркетплейс не сможет подменять результаты или продвигать «нужные» товары.
Досудебное урегулирование споров
Перед обращением в суд партнер должен будет использовать внутреннюю систему жалоб. Закон предусматривает, что платформа обязана создать такой инструмент и рассматривать обращения в течение 15 дней.
Если жалоба признана обоснованной, оператор должен отменить спорное решение в течение 48 часов. Это касается случаев, когда, например, маркетплейс ограничил доступ к личному кабинету, снизил рейтинг или удалил карточки товаров.
Ответственность за достоверность информации
Закон закрепит принцип, что оператор несет ответственность за убытки, причиненные недостоверной информацией о товаре, услуге или продавце. Это означает, что если платформа допустила ошибку или не проверила данные, из-за чего покупатель понес ущерб, отвечать придется оператору.
Кроме того, маркетплейсы будут обязаны проверять своих партнеров и пункты выдачи перед заключением договоров. Источником данных должны быть государственные реестры или система идентификации ЕСИА.
Возврат и проверка товара
Покупатели получат больше возможностей при получении товара. В пунктах выдачи можно будет распаковать и осмотреть товар, а одежду примерить, если предусмотрена примерочная.
Также маркетплейсы должны будут обеспечить техническую возможность подачи претензий и возврата средств через свой интерфейс, без необходимости искать контакты продавца.
Однако вернуть товар через ПВЗ можно будет только если доставка осуществлялась силами платформы - то есть товар хранился на ее складе, перевозился ее транспортом и выдавался через ее сеть. Если продавец сам отправил посылку напрямую, все вопросы придется решать с ним.
Ограничения на торговлю отдельными категориями товаров
Законом вводится прямой запрет на размещение товаров, которые подлежат обязательной регистрации, но не прошли ее. В частности, это касается БАДов, лекарств, пестицидов, агрохимикатов и некоторых других категорий товаров.
Пункты выдачи заказов
Пункты выдачи (ПВЗ) будут считаться магазинами, только если в них можно купить товар без предварительного заказа через платформу. В этом случае на них распространяется действие закона «О торговле», включая ограничение на открытие новых торговых точек при превышении 25% доли рынка в регионе.
Фактически это правило не должно затронуть крупные площадки, такие как Ozon и Wildberries, поскольку их ПВЗ не ведут розничную торговлю, а выполняют исключительно функции логистических центров.
Как закон повлияет на отрасль и что это значит для рынка
Для малого бизнеса закон о платформенной экономике открывает новые гарантии и делает сотрудничество с площадками более предсказуемым. Партнеры смогут заранее знать об изменении условий, отказываться от участия в невыгодных акциях, рассчитывать на прозрачные алгоритмы ранжирования и понятный порядок взаимодействия. Это снижает зависимость от воли оператора и создает основу для долгосрочных, взаимовыгодных отношений.
В то же время новые требования к идентификации и проверке документов могут увеличить административную нагрузку на мелких продавцов, работающих без юридической поддержки и бухгалтерии. Для них многое будет зависеть от того, насколько просто и удобно платформы реализуют новые нормы в своих интерфейсах - помогут ли они адаптироваться или, напротив, усложнят взаимодействие.
В более широком смысле закон о платформенной экономике становится первым шагом к системному регулированию цифрового рынка. Он формирует базовые принципы прозрачности и добросовестного поведения, закрепляет ответственность операторов и усиливает защиту потребителей.
Очевидно, что на этом процесс не завершится: по мере накопления практики нормы будут уточняться, появятся подзаконные акты и, вероятно, специальные положения для отдельных видов платформ - торговых, сервисных, трудовых. Новый закон лишь закладывает фундамент, на котором в ближайшие годы будет формироваться правовая база всего рынка.
Начните вести товарный учет в магазине с сервисом Управление ассортиментом