С 1 марта 2025 года для организаций общественного питания действует новый порядок применения контрольно-кассовой техники: кассовый чек должен формироваться до момента расчета с потребителем. Требование закреплено в законе № 54-ФЗ и конкретизировано в разъяснениях ФНС России, где изложены основные изменения, определен порядок формирования кассового чека и приведен алгоритм внесения корректировок в фискальные документы.
Ранее мы рассказывали о рекомендациях ФНС по новому порядку пробития кассового чека в общепите.
Однако еще в феврале 2025 года ФНС России опубликовала письмо № АБ-4-20/1906@, в котором рекомендовала территориальным налоговым органам не применять штрафные санкции и ограничиться разъяснительной работой. Фактически речь шла об установлении переходного периода, который позволил бизнесу без лишних штрафов адаптировать кассовое программное обеспечение и организационные процессы под новый порядок оформления расчетов.
В начале июля ФНС России опубликовала письмо № АБ-4-20/6387@, которым отменила ранее действовавшие ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, тем самым завершив переходный период. Теперь налоговым органам предписано возобновить проверки и применять меры административной ответственности при выявлении нарушений. Особое внимание рекомендовано уделить заведениям, имеющим в штате официантов для обслуживания посетителей.
Напомним, что за неприменение ККТ в установленном порядке предусмотрены штрафы по ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ:
- для должностных лиц — от 25% до 50% суммы расчета, но не менее 10000 рублей;
- для юридических лиц — от 75% до 100% суммы расчета, но не менее 30000 рублей.
Легко и эффективно обеспечить соблюдение нового порядка и требований законодательства можно с помощью Управления ассортиментом. В программе реализован комплекс инструментов для оперативного контроля и анализа расчетных операций:
- Работа с документами — контроль правильности оформления кассовых чеков, анализ порядка проведения расчетов, выявление несоответствий.
- Показатели на Главной — ключевые метрики по выручке, сменам, чекам и общей работе для быстрого выявления потенциальных нарушений.
- Отчет о движении товара — детализированный анализ продаж, списаний и корректировок с привязкой к сотрудникам и датам.
- Сверка выручки — инструмент для выявления расхождений между фактическими оплатами и данными ККТ, позволяющий предотвращать нарушения.
Использование этих отчетов позволит руководству своевременно реагировать на нарушения и при необходимости корректировать работу персонала.
Таким образом, переходный период завершен и теперь исполнение требований законодательства в части применения ККТ при расчетах в сфере общественного питания находится под усиленным контролем. Чтобы избежать привлечения к ответственности, рекомендуем:
- Убедиться в готовности кассового программного обеспечения к работе по новому порядку формирования чеков.
- Организовать регулярный внутренний контроль с использованием аналитических инструментов.
- Обучить персонал и закрепить порядок работы с ККТ в локальных нормативных актах.
Помните, что эффективная система внутреннего учета и контроля — ключ к минимизации рисков при проведении проверок.