Требования к БСО
Порядок применения бланков строгой отчетности (БСО) участниками расчетов определен правительственным постановлением No 359 от 06.05.2008г. Минфин России неоднократно разъяснял право представителей бизнеса самостоятельно разрабатывать формы бланков. Уточнения делали представители налоговой службы, однако, в свете реформы системы кассовых расчетов, сложившаяся практика начинает меняться. У коммерсантов возникает немало вопросов о правилах использования БСО.
Кто вправе выдавать бланки строгой отчетности
Использовать для оформления расчетов БСО разрешено при оказании услуг населению. К категории пользователей парламентарии отнесли перевозчиков на общественном транспорте, туристические фирмы, страховщиков, адвокатов, ветеринарные клиники и других представителей сегмента обслуживания. В законе 54-ФЗ и постановлении No 359 ограничились указанием основного критерия. В 2018 году таковым остается предоставление услуг населению.
Текущие требования к бланкам строгой отчетности
До вступления в силу норм о переходе к онлайн-кассам, БСО следует оформлять по правилам No 359. Документы должны содержать следующие сведения:
- шестизначный номер, название, серию и дату составления
- информацию о продавце (организационную форму и наименование)
- ИНН, юридический адрес компании или место регистрации предпринимателя
- краткое описание услуги
- сведения о должностном лице, выдавшем документ, и его личную подпись
- сумму платежа и стоимость услуги
- прочие характеристики
В большинстве случаев при выдаче бланка необходимо изготавливать копию. Исключениями являются формы, заполняемые участниками расчетов по особым нормативным актам, электронные БСО и документы с отрывными частями. Требование направлено на обеспечение надлежащего учета.
Использовать в расчетах разрешено бланки, изготовленные типографским способом либо с применением автоматизированных систем. Оборудование должно обеспечивать хранение информации на протяжении 5 лет и надлежащую защиту от несанкционированного доступа.
Ожидаемые изменения в 2018-2019гг
С июля 2018 года налогоплательщикам, применяющим БСО, придется соблюдать новые правила. Перейти к использованию онлайн-аппаратов придется юридическим лицам и предпринимателям с наемными работниками. Обязанность возникнет у заведений общественного питания. Остальным представителям сферы услуг разрешено выдавать клиентам бланки строгой отчетности в прежнем формате. Отсрочка дана до середины лета 2019 года. Соответствующие коррективы закрепили поправками к закону 290-ФЗ от 03.07.2016.
Новый порядок оформления БСО приведен в ст. 4.7 закона 54-ФЗ. Отклонение от перечня обязательных реквизитов повлечет недействительность документа. В бланке должны присутствовать следующие сведения:
- номер в пределах суточной смены
- название, дата, время и место оформления
- точные данные продавца, включая ИНН и режим налогообложения
- признак и форма расчета
- список переданных ценностей с указанием стоимости, количества, наценок и скидок
- общая сумма с выделением НДС
- регистрационные реквизиты аппарата и фискального накопителя
- сведения о лице, составившем документ
- сайт, на котором осуществляется проверка подлинности бланка
- двухмерный штрих-код
- контактные данные плательщика для передачи электронного БСО
- фискальный признак
- номера рабочей смены, документа
- данные о фискальном сообщении
Правительственными постановлениями могут вводиться дополнительные требования к содержанию бланков строгой отчетности. На федеральном уровне разрешено вводить правило об указании кода товарной номенклатуры. С 2019 года в действие вступят поправки 487-ФЗ от 31.12.17г. и вместо существующего термина начнут использовать более широкое понятие «код товара».
Персональные компьютеры и обычные печатающие устройства новым требованиям не отвечают. Минфин России рекомендует приобретать оборудование с опорой на официальные трактовки. Статья 1.1. закона 54-ФЗ называет автоматизированные системы печати БСО контрольно-кассовой техникой. Таким образом, избежать покупки современного аппарата с подключением к мировой сети вряд ли удастся.