Как учитывать маркированный товар

Работа с маркированной продукцией - это сложный процесс, в котором на каждого участника рынка возложены определенные обязанности. Производитель (импортер) должен внести информацию в национальный каталог, заказать и нанести марки на товар. Поставщик должен сверить количество и качество товара с информацией, отраженной в передаточном документе, а при отправке сформировать УПД с ранее присвоенным кодом. В свою очередь продавец сначала принимает поставку, а затем занимается выводом марки из оборота после продажи или списания товара. В статье рассказываем, как начать торговать маркированной продукцией, а также объясняем правила ведения учета таких товаров.

Как начать торговать маркированным товаром

Первый и общий шаг для всех предпринимателей, участвующих в обороте маркированной продукции - регистрация в системе «Честный знак». Сделать это необходимо в течение 7 дней после начала работы с соответствующими товарами.

У каждого участника товарооборота своя процедура регистрации, но в любом случае необходимо:

  • Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), если у руководителя компании или ИП такой подписи нет. Также нужно установить на компьютер специальную программу для работы с УКЭП.
  • Подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО). Передавать сведения в «Честный знак» можно только через оператора ЭДО - делать это напрямую невозможно. Договор разрешено заключить с любым оператором, который работает с этой системой.
  • Пройти регистрацию в национальной системе цифровой маркировки. Для работы с лекарствами используется другая система - ФГИС «Мониторинг движения лекарственных препаратов».

Розничным и оптовым продавцам для начала работы с маркировкой также нужно:

  • Приобрести специальный сканер - он требуется для передачи в «Честный знак» сведений о продаже товара.
  • Обновить программное обеспечение ККТ (только для розничных продавцов) - необходимо для того, чтобы онлайн-касса начала добавлять коды маркировки в чеки. Также важно убедиться, что касса поддерживает ФФД версии 1.2 и предназначена для передачи сведений в «Честный знак». Если такой возможности нет, придется покупать новое оборудование.

После выполнения всех подготовительных этапов можно приступать к работе с маркированной продукцией.

Порядок приемки товара по накладной у поставщика

Для подтверждения факта приемки продукции и обновления сведений в «Честном знаке» розничный продавец должен подписать УПД с помощью электронной подписи. После этого марки перейдут на баланс магазина.

Важно отметить! Закон не обязывает продавца сканировать и проверять марки перед принятием, однако по возможности этот этап лучше не пропускать. При этом учтите, что сам факт сканирования не влечет перехода марки от поставщика к магазину.

Чтобы одновременно с этим провести приемку товара, обновить цены и отправить подтверждение в «Честный знак», следует использовать специализированный внешний сервис, интегрированный с системой ЧЗ, например,«Управление ассортиментом». С его помощью можно в одном окне:

  • проверить марки;
  • подтвердить УПД;
  • сделать приемку в учете магазина;
  • создать новые товарные позиции.

Использование товароучетного сервиса позволит автоматизировать процедуру и сделает процесс приемки товара более удобным.

Списание товара и марки

В момент продажи товара конечному потребителю продавцу нужно отсканировать код. Далее система в автоматическом режиме выполнит проверку и если с товаром все в порядке, операция проводится через онлайн-кассу, которая, в свою очередь, передает сведения в налоговую инспекцию и в систему маркировки.

Далее «Честный знак» фиксирует вывод продукции из оборота и аннулирует код маркировки. Это означает, что такой код больше никогда не будет присваиваться другим продуктам.

Если окажется, что с кодом маркировки или товаром что-то не так (продукт просрочен, код уже списан и т.д.), то кассовое оборудование выведет соответствующую ошибку и заблокирует продажу.

Продажа маркированного товара через кассу - это не единственный случай, когда осуществляется списание кода в «Честном знаке». В частности, вывод из оборота также может потребоваться в следующих ситуациях:

  • экспорт продукции в другую страну;
  • утрата товара либо его уничтожение или конфискация;
  • истечение срока годности;
  • отзыв товара с рынка;
  • использование продукции в качестве демонстрационного образца;
  • фасовка (исключительно для молочной продукции);
  • использование товара для собственных нужд предприятия;
  • ликвидация компании.

Для вывода продукции из оборота в ручном режиме необходимо авторизоваться на сайте «Честного знака», перейти в раздел «Склад» и далее поэтапно заполнить все необходимые формы.

Учтите, что вывод из оборота в ручном режиме - это довольно долго и неудобно, поэтому данный способ подходит только мелкой рознице. Также при списании испорченного или истекшего по сроку годности маркированного товара зачастую возникает проблема - товар в учете списали, а марку забыли и она зависла на балансе ЧЗ.

Перевыпуск марок при возврате или порче самой марки

Нередко возникают ситуации, когда код маркировки невозможно считать из-за повреждений либо он отсутствует вовсе. В таком случае владельцу товара необходимо выполнить перемаркировку. Для этого нужно зайти в личный кабинет в системе «Честный знак» и заказать новые коды. Основание следует выбирать исходя из обстоятельств конкретного случая. Например, если этикетка с Data Matrix испорчена либо утеряна, то код, как правило, находится в обороте, поэтому в качестве основания следует выбирать «Испорчено либо утеряно средство идентификации с кодом маркировки». Отметим, что повторно регистрировать товар в национальном каталоге не нужно. с

Как отслеживать марки в обороте

Чтобы узнать количество и объем введенных в оборот товаров, можно сформировать соответствующий отчет в личном кабинете «Честного знака». Однако такой метод не всегда удобен и больше подойдет предприятиям с небольшим ассортиментом, поскольку сопоставление с реальными запасами магазина придется делать вручную.

Маркировка товарных остатков в «Честном знаке»

Товарные остатки - это продукция, произведенная до момента введения обязательной маркировки для конкретной товарной группы.

Например, маркировка технических средств реабилитации стала обязательной лишь в октябре 2024 года. Поскольку не все участники рынка участвовали в эксперименте, предоставляется определенный срок для маркировки товарных остатков. В приведенном случае это - 28 февраля 2025 года.

Обязанность по маркировке товарных остатков возлагается на предпринимателя. В общем виде процедура выглядит следующим образом:

  1. Авторизация на портале «Честный знак».
  2. Опись товарных остатков в разделе «Национальный каталог».
  3. Выпусков и оплата кодов Data Matrix.
  4. Нанесение кодов на потребительскую упаковку.
  5. Сдача отчетности об успешном завершении маркировки товарных остатков.

Если не промаркировать товар за отведенное время, то продавать его будет запрещено. В свою очередь нарушение запрета может обернуться привлечением предпринимателя к юридической ответственности.

Итог

Компаниям с небольшим количеством продаж вести учет товаров можно вручную. Если позиций много, процесс лучше автоматизировать, например, переложив часть работы на специальные сервисы. Это позволит существенно сэкономить время, а также избавит от большого количества ошибок.