Работа с маркированной продукцией - это сложный процесс, в котором на каждого участника рынка возложены определенные обязанности. Производитель (импортер) должен внести информацию в национальный каталог, заказать и нанести марки на товар. Поставщик должен сверить количество и качество товара с информацией, отраженной в передаточном документе, а при отправке сформировать УПД с ранее присвоенным кодом. В свою очередь продавец сначала принимает поставку, а затем занимается выводом марки из оборота после продажи или списания товара. В статье рассказываем, как начать торговать маркированной продукцией, а также объясняем правила ведения учета таких товаров.
Как начать торговать маркированным товаром
Первый и общий шаг для всех предпринимателей, участвующих в обороте маркированной продукции - регистрация в системе «Честный знак». Сделать это необходимо в течение 7 дней после начала работы с соответствующими товарами.
У каждого участника товарооборота своя процедура регистрации, но в любом случае необходимо:
- Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), если у руководителя компании или ИП такой подписи нет. Также нужно установить на компьютер специальную программу для работы с УКЭП.
- Подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО). Передавать сведения в «Честный знак» можно только через оператора ЭДО - делать это напрямую невозможно. Договор разрешено заключить с любым оператором, который работает с этой системой.
- Пройти регистрацию в национальной системе цифровой маркировки. Для работы с лекарствами используется другая система - ФГИС «Мониторинг движения лекарственных препаратов».
Розничным и оптовым продавцам для начала работы с маркировкой также нужно:
- Приобрести специальный сканер - он требуется для передачи в «Честный знак» сведений о продаже товара.
- Обновить программное обеспечение ККТ (только для розничных продавцов) - необходимо для того, чтобы онлайн-касса начала добавлять коды маркировки в чеки. Также важно убедиться, что касса поддерживает ФФД версии 1.2 и предназначена для передачи сведений в «Честный знак». Если такой возможности нет, придется покупать новое оборудование.
После выполнения всех подготовительных этапов можно приступать к работе с маркированной продукцией.
Порядок приемки товара по накладной у поставщика
Для подтверждения факта приемки продукции и обновления сведений в «Честном знаке» розничный продавец должен подписать УПД с помощью электронной подписи. После этого марки перейдут на баланс магазина.
Важно отметить! Закон не обязывает продавца сканировать и проверять марки перед принятием, однако по возможности этот этап лучше не пропускать. При этом учтите, что сам факт сканирования не влечет перехода марки от поставщика к магазину.
Чтобы одновременно с этим провести приемку товара, обновить цены и отправить подтверждение в «Честный знак», следует использовать специализированный внешний сервис, интегрированный с системой ЧЗ, например,«Управление ассортиментом». С его помощью можно в одном окне:
- проверить марки;
- подтвердить УПД;
- сделать приемку в учете магазина;
- создать новые товарные позиции.
Использование товароучетного сервиса позволит автоматизировать процедуру и сделает процесс приемки товара более удобным.
Списание товара и марки
В момент продажи товара конечному потребителю продавцу нужно отсканировать код. Далее система в автоматическом режиме выполнит проверку и если с товаром все в порядке, операция проводится через онлайн-кассу, которая, в свою очередь, передает сведения в налоговую инспекцию и в систему маркировки.
Далее «Честный знак» фиксирует вывод продукции из оборота и аннулирует код маркировки. Это означает, что такой код больше никогда не будет присваиваться другим продуктам.
Если окажется, что с кодом маркировки или товаром что-то не так (продукт просрочен, код уже списан и т.д.), то кассовое оборудование выведет соответствующую ошибку и заблокирует продажу.
Продажа маркированного товара через кассу - это не единственный случай, когда осуществляется списание кода в «Честном знаке». В частности, вывод из оборота также может потребоваться в следующих ситуациях:
- экспорт продукции в другую страну;
- утрата товара либо его уничтожение или конфискация;
- истечение срока годности;
- отзыв товара с рынка;
- использование продукции в качестве демонстрационного образца;
- фасовка (исключительно для молочной продукции);
- использование товара для собственных нужд предприятия;
- ликвидация компании.
О выбытии маркированного товара читайте подробнее в нашей статье.
Для вывода продукции из оборота в ручном режиме необходимо авторизоваться на сайте «Честного знака», перейти в раздел «Склад» и далее поэтапно заполнить все необходимые формы.
Учтите, что вывод из оборота в ручном режиме - это довольно долго и неудобно, поэтому данный способ подходит только мелкой рознице. Также при списании испорченного или истекшего по сроку годности маркированного товара зачастую возникает проблема - товар в учете списали, а марку забыли и она зависла на балансе ЧЗ.
Что автоматизировать процесс и избежать подобных проблем, можно использовать специальный сервис. Например, в товароучетном сервисе «Управление ассортиментом» при списании такой продукции система подскажет, что товар маркированный и предложит списать сразу и марку. Благодаря этому можно будет не вести учет одновременно в двух системах.
Перевыпуск марок при возврате или порче самой марки
Нередко возникают ситуации, когда код маркировки невозможно считать из-за повреждений либо он отсутствует вовсе. В таком случае владельцу товара необходимо выполнить перемаркировку. Для этого нужно зайти в личный кабинет в системе «Честный знак» и заказать новые коды. Основание следует выбирать исходя из обстоятельств конкретного случая. Например, если этикетка с Data Matrix испорчена либо утеряна, то код, как правило, находится в обороте, поэтому в качестве основания следует выбирать «Испорчено либо утеряно средство идентификации с кодом маркировки». Отметим, что повторно регистрировать товар в национальном каталоге не нужно. с
Как отслеживать марки в обороте
Чтобы узнать количество и объем введенных в оборот товаров, можно сформировать соответствующий отчет в личном кабинете «Честного знака». Однако такой метод не всегда удобен и больше подойдет предприятиям с небольшим ассортиментом, поскольку сопоставление с реальными запасами магазина придется делать вручную.
Для удобного сопоставления реальных запасов с марками, которые числятся в «Честном Знаке», воспользуйтесь функционалом сервиса «Управление ассортиментом». В нем есть специальные отчеты, которые помогут не только сверить запасы с марками, но и списать все лишние марки, зависшие по той или иной причине.
Маркировка товарных остатков в «Честном знаке»
Товарные остатки - это продукция, произведенная до момента введения обязательной маркировки для конкретной товарной группы.
Например, маркировка технических средств реабилитации стала обязательной лишь в октябре 2024 года. Поскольку не все участники рынка участвовали в эксперименте, предоставляется определенный срок для маркировки товарных остатков. В приведенном случае это - 28 февраля 2025 года.
Обязанность по маркировке товарных остатков возлагается на предпринимателя. В общем виде процедура выглядит следующим образом:
- Авторизация на портале «Честный знак».
- Опись товарных остатков в разделе «Национальный каталог».
- Выпусков и оплата кодов Data Matrix.
- Нанесение кодов на потребительскую упаковку.
- Сдача отчетности об успешном завершении маркировки товарных остатков.
Если не промаркировать товар за отведенное время, то продавать его будет запрещено. В свою очередь нарушение запрета может обернуться привлечением предпринимателя к юридической ответственности.
Итог
Компаниям с небольшим количеством продаж вести учет товаров можно вручную. Если позиций много, процесс лучше автоматизировать, например, переложив часть работы на специальные сервисы. Это позволит существенно сэкономить время, а также избавит от большого количества ошибок.