Пользуясь сайтом, вы принимаете политику Cookies
Принимаю

ФНС России разъяснила новые правила работы с ККТ для общепита

С 1 марта 2025 года вступили в силу поправки в законодательство о контрольно-кассовой технике, которые изменили порядок работы с ККТ в кафе, барах, ресторанах и других заведениях общественного питания.

Чтобы помочь бизнесу адаптироваться и разобраться в новых требованиях, ФНС России подготовила развернутые Рекомендации* по главным нововведениям. Рассказываем о самых важных изменениях и об их влиянии на работу общепита.

Одним из ключевых нововведений стал обновленный порядок формирования чеков. Если раньше чек пробивался после того, как гость расплачивался, то теперь его нужно печатать по требованию посетителя после запроса счета, но до непосредственного проведения платежа. Соответственно, новый алгоритм работы выглядит следующим образом:

  • Гость делает заказ.
  • По его запросу официант или кассир формирует чек (без проведения оплаты).
  • Чек передается клиенту (бумажный или электронный).
  • Только после этого производится оплата.

Причем порядок проведения расчетов при обслуживании посетителей несколько меняется в зависимости от обстоятельств конкретного случая. Например:

  1. Обслуживание через официанта. При расчете после оказания услуги можно выбрать один из двух вариантов: либо сразу выдать гостю полный чек с указанием формы оплаты (наличные/безналичные), либо сначала оформить чек с пометкой «кредит», а после оплаты сформировать подтверждающий документ. Оба способа допустимы, выбор остается за заведением.
  2. Банкет с предоплатой. Для банкетных заказов с онлайн-оплатой действует трехэтапная система: клиент сначала получает электронный чек на предоплату, при посещении заведения оформляется дополнительный чек «в кредит» (если были дополнительные заказы), а после полного расчета выдается чек с учетом внесенной предоплаты.

Свои особенности также есть при обслуживании за барными стойками, прилавками на предприятиях быстрого питания, при доставке по заказам и при самообслуживании в столовых.

Помимо этого, Рекомендации содержат правила формирования чеков для некоторых специфических товаров. Так, при продаже маркированной продукции (включая алкоголь) сканирование кодов проводится однократно при первоначальном формировании чека. При последующем оформлении документов на оплату повторное сканирование не требуется - система автоматически учитывает ранее внесенные данные.

Рекомендации ФНС содержат множество подобных примеров и разъяснений для различных ситуаций в сфере общественного питания. Чтобы обеспечить корректную работу с ККТ и избежать возможных претензий со стороны налоговиков, всем предприятиям отрасли следует внимательно изучить актуальную позицию ведомства и своевременно внедрить необходимые изменения в свои бизнес-процессы.

В заключение отметим, что автоматизировать ключевые процессы, в том числе формирование чеков, списание ингредиентов и контроль продаж, а также минимизировать риски ошибок можно с помощью специализированных систем учета.

Для рестораторов особенно полезны решения, которые интегрируют ККТ с товароучетными системами. Так, модуль Техкарты в Управлении Ассортиментом автоматически списывает продукты при продаже блюд. Например, при заказе «Капучино» система сама учтет расход кофе, молока и упаковки.

В свою очередь онлайн-мониторинг позволит в реальном времени видеть все финансовые операции, анализировать продажи и отслеживать движение товаров, что снизит вероятность недостач и ошибок в учете.

Благодаря автоматизации заведение общественного питания получает возможность сосредоточиться на обслуживании гостей, а не на проведение рутинных операций с кассой.

*Письмо ФНС России от 14 февраля 2025 г. № АБ-4-20/1500@