Производство и продажа маркированной продукции - это сложный процесс, в котором задействованы не только участники рынка, но и другие стороны. В статье рассказываем, как устроена система маркировки, а также объясняем, кто и за что отвечает в этом процессе.
Система маркировка товаров и ее цель
Система маркировки «Честный знак» - это программа по борьбе с контрафактной продукцией. Ее суть заключается в нанесении на каждую упаковку товара уникального кода, с помощью которого можно:
- узнать, кто и когда произвел продукцию либо ввез ее на территорию страны;
- удостовериться в оригинальности товара;
- проверить срок годности и состав продукта.
Главная цель внедрения системы маркировки - повысить прозрачность производственного процесса, сократить на полках количество контрафактной продукции и защитить потребителей от некачественных товаров.
Принцип работы системы маркировки
В общем виде полный маркировочный цикл выглядит следующим образом:
- Производитель выпускает товар, вносит информацию в национальный каталог (при необходимости), заказывает, получает и наносит марки, после чего передает продукцию продавцу.
- Продавец подтверждает получение товара, в результате чего марки переходят на баланс его предприятия. После этого продукцию можно размещать на полках для продажи.
- В момент продажи товара продавец считывает код и тем самым выводит его из оборота.
- Если товар возвращают, то продавец перевыпускает марку и наносит ее на товар.
- В случае порчи продукции продавец обязан вывести марку из оборота в системе «Честный знак» и списать товар.
Помимо самих участников рынка, в процессе маркировки задействованы и другие стороны.
За генерацию уникальных кодов для размещения на продукции отвечает оператор системы маркировки - Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), которым и была запущена программа «Честный знак». Именно у ЦРПТ производители и импортеры заказывают коды.
Важно отметить! Стоимость каждого кода составляет 60 копеек с учетом НДС. Исключение сделано для жизненно необходимых лекарств стоимостью до 20 рублей. Для них коды выпускаются бесплатно.
Частью платформы «Честный знак» является национальный каталог товаров, в который вносится информация обо всей маркированной продукции. Здесь хранится вся сопроводительная и разрешительная документация на товар - ознакомиться с ней может любой желающий.
Пока что система содержит сведения не обо всех позициях, но она постоянно обновляется и предполагается, что в итоге в каталоге будет размещен каждый товар, представленный на российском рынке.
Производители и импортеры
Производители и импортеры должны отправлять в «Честный знак» сведения о произведенной или ввезенной продукции - для этого необходимо создать заказ на получение кодов маркировки. Как было отмечено ранее, этим занимается ЦРПТ, а сама услуга оказывается на платной основе. Готовые коды нужно распечатать и прикрепить на каждую единицу товара - на упаковку либо этикетку.
После завершения процесса маркировки готовая партия отправляется оптовому поставщику или розничному продавцу. В этот момент создается универсальный передаточный документ (УПД) - в нем указываются нанесенные на товар коды маркировки. Далее УПД передается оператору ЭДО, а от него информация поступает на платформу «Честный знак».
Оптовые поставщики
Оптовый поставщик, получивший товар от производителя (импортера), должен сверить количество и качество товара с информацией, отраженной в УПД. Приемка маркированного товара осуществляется посредством считывания кодов специальным сканером. Если все верно, оптовик принимает передаточный документ и подписывает его с помощью УКЭП - система фиксирует факт передачи продукции.
В момент отправки товаров розничному продавцу, оптовику нужно сформировать УПД с ранее присвоенным кодом и также подписать его электронной подписью.
Розничные продавцы
После получения поставки розничный магазин обязан провести сверку марок на полученном товаре с УПД поставщика и подписать передаточный документ. В этот момент коды маркировки переходят на баланс магазина.
В момент продажи товара конечному потребителю продавец сканирует код. Далее система в автоматическом режиме выполняет проверку и если с товаром все в порядке, операция проводится через онлайн-кассу, которая, в свою очередь, передает сведения в налоговую инспекцию и в систему маркировки.
Далее «Честный знак» фиксирует вывод продукции из оборота и марка списывается с баланса продавца. Это означает, что такой код больше никогда не будет присваиваться другим продуктам.
Если окажется, что с кодом маркировки или товаром что-то не так (продукт просрочен, код уже списан и т.д.), то кассовое оборудование выведет соответствующую ошибку и заблокирует продажу. Алгоритм действий по решению проблемы зависит от характера возникшей ошибки:
- В системе отсутствует информация о Data Matrix - проверьте, корректно ли работает оборудование, а также уточните у поставщика, верно ли указан код в УПД.
- Цифровая часть кода не прошла проверку - попросите поставщика оформить возврат или обратитесь в службу поддержки «Честного знака».
- Истек срок годности товара - выведите продукцию из оборота и проверьте остатки из этой же партии.
- Стоимость ниже минимальной или выше максимальной - обновите значения в программном обеспечении ККТ.
- Продажа запрещена государственным органом - снимите весь товар с полок, свяжитесь с поставщиком и оформите возврат.
Независимо от характера возникшей ошибки, продавать товар до решения проблемы строго запрещено - касса не выдаст чек, что может обернуться привлечением к ответственности за неправильную работу с ККТ.
Работать с маркированными товарами в системе "Управление ассортиментом" легко и быстро. Сервис поможет быстро создавать новые товары, делать приёмки по УПД и печатать ценники
Маркетплейсы и продавцы на них
До недавнего времени списание марок находилось в зоне ответственности продавца - маркетплейсы лишь отправляли поставщику коды реализованной продукции.
Однако начиная с 1 марта 2023 года маркетплейсы обязаны самостоятельно передавать в «Честный знак» сведения о выводе маркированного товара из оборота. Причем делать они это должны даже в случае, если по условиям заключенного договора оказываются исключительно информационные услуги либо услуги хранения и транспортировки.
Отметим, что данное правило применяется при условии реализации продукции со склада маркетплейса. Если предприниматель отправляет заказы со своего склада, то списывать коды «Честном знаке» он должен самостоятельно.
Ответственность за нарушение правил работы с маркированной продукцией
За нарушение требований закона по маркировке, в частности, за производство и продажу товаров без Data Matrix, а также за ненанесение кодов предусмотрена административная ответственность по ст. ст. 14.5, 15.12, 15.12.1 КоАП РФ.
За производство товаров без маркировки в крупном или особо крупном размере (например, для продуктов питания это 400 тыс. и 1.5 млн. рублей соответственно) предпринимателю будет грозить уже уголовная ответственность по ст. 170.2 УК РФ с наказанием вплоть до реального лишения свободы на срок до 3 лет.
Итог
Маркировка товаров - это сложный процесс, в котором задействовано большое количество участников. У каждого из них свои обязанности по работе с маркированной продукцией, однако несоблюдение установленных требований в любом случае обернется разбирательствами с контролирующими органами и привлечением к ответственности.
Используйте сервис "Управление ассортиментом" для работы с маркированным товаром
- Принимайте товар из УПД поставщика и списывайте марки в одном окне
- Сверяйте остатки маркированного товара в магазине и на балансе ИНН в системе Честный знак