Маркировка товаров в 2025 году

В России многие потребительские товары подлежат обязательной маркировке - производители, импортеры и продавцы такой продукции должны в установленном законом порядке передавать необходимую информацию в систему «Честный знак». В статье рассказываем, что такое маркировка, какие товары нужно маркировать уже сейчас, а также какие новые позиции появятся в течение 2025 года.

Что такое маркировка товаров и для чего она нужна

Система маркировки «Честный знак» - это программа по борьбе с контрафактной продукцией. Ее суть заключается в нанесении на каждую упаковку товара уникального кода, с помощью которого можно:

  • узнать, кто и когда произвел продукцию либо ввез ее на территорию страны;
  • удостовериться в оригинальности товара;
  • проверить срок годности и состав продукта.

Постепенно маркировку планируют распространить на большинство категорий товаров. Предполагается, что это существенно повысит прозрачность всего производственного процесса, сократит количество контрафактной продукции в стране и защитит покупателей от некачественных товаров.

Маркировать продукцию обязаны все компании и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством, импортом и торговлей товарами из перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ.

Отметим, что у ИП, применяющих патентную систему налогообложения (ПСН), есть определенные ограничения по работе с маркированной продукцией. В частности, им запрещено торговать некоторыми маркируемыми позициями: лекарствами, обувью, одеждой из натурального меха. Также маркировка не затрагивает самозанятых, поскольку закон запрещает им работать с маркированными товарами.

Какие товары подлежат маркировке

В момент ввода и запуска системы «Честный знак» товаров было немного: молочная продукция, табак, шины и некоторые другие. С каждым годом перечень расширялся и по состоянию на начало 2025 года бизнес обязан маркировать практически все виды потребительских товаров:

  • Табачную продукцию - сигареты, сигары, папиросы, все виды табака (за исключением махорки), жидкости для электронных сигарет.
  • Молочную и кисломолочную продукцию - молоко, кефир, сметана, сливочное масло, йогурты, сырные продукты, творог, глазированные сырки и т.д. Не подлежат маркировке товары для диетического питания либо для детей младше 3 лет, продукты на развес, а также массой менее 30 грамм.
  • Слабоалкогольные напитки - пиво, сидр, медовуха. Исключение составляет танковое пиво.
  • Лекарства - различные медикаменты за исключением бинтов, пластырей, а также препаратов, изготавливаемых аптекой.
  • БАДы - рыбий жир, льняное масло, растительные и белковые добавки, гематоген, напитки для похудения. Не нужно маркировать минеральные добавки, пребиотики, а также витаминоподобные вещества.
  • Гигиенические средства и антисептики.
  • Медицинские изделия - очистители воздуха, ортопедическая обувь, слуховые аппараты, а также различное оборудование за исключением очков, линз, кардиостимуляторов и ингаляторов.
  • Ветеринарные препараты - вакцины, сыворотки, лекарственные средства.
  • Инвалидные коляски, ходунки, костыли и трости.
  • Фотоаппараты - все виды камер, фотовспышки, фотоосветители. Системы видеонаблюдения, объективы и селфи-лампы не маркируются.
  • Шины и покрышки - для автомобилей, мотоциклов и спецтехники. Резина для велосипедов, самолетов, а также б/у покрышки не маркируются.
  • Парфюмерию - туалетная вода, духи и одеколоны. Исключение составляют лишь парфюмированные лосьоны.
  • Икра лососевых и осетровых видов рыб - красная и черная, молоки, печень.
  • Безалкогольные напитки - соки, нектары, газированная и негазированная вода, минералка, энергетики, компоты, морсы. Свежевыжатые соки маркировать не нужно.
  • Домашний текстиль, одежду, обувь, шубы и иные меховые изделия.
  • Велосипеды и велосипедные рамы.

Помимо обязательной маркировки, также есть добровольная - пилотные проекты, которые проводятся, чтобы бизнес мог подготовиться и адаптироваться к будущим изменениям, например, настроить оборудование, обновить программное обеспечение и системы учета.

Новые товарные группы для маркировки в 2025 году

В 2025 году ожидаются значительные изменения в правилах оборота и продажи маркированных товаров, которые повлияют на работу бизнеса в различных отраслях.

Так для всех участников рынка станет обязательной маркировка ряда текстильных изделий (носки, шапки, нижнее белье), детской одежды и медицинских перчаток. В свою очередь дистрибьюторам, оптовым и розничным продавцам предстоит маркировать продукцию, с которой производители и импортеры начали работу еще в 2024 году. К таковой, в частности, относится: икра, технические средства реабилитации, соки, морсы и иные напитки на растительном сырье, велосипеды и рамы, корма для животных, растительные масла, а также безалкогольное пиво.

По мере вступления в силу новых правил, бизнесу необходимо готовиться и адаптироваться к изменениям. В ином случае есть риск привлечения к ответственности за несоблюдение требований законодательства в области маркировки.

Ответственность за несоблюдение правил маркировки

За производство и продажу товаров без Data Matrix, несоблюдение требований по нанесению кодов и иные нарушения законодательства по маркировке предпринимателю грозит административная ответственность по ст. ст. 14.5, 15.12, 15.12.1 КоАП РФ.

За производство товаров без маркировки в крупном или особо крупном размере (например, для продуктов питания это 400 тыс. и 1.5 млн. рублей соответственно) предусмотрена уже уголовная ответственность по ст. 170.2 УК РФ с наказанием вплоть до реального лишения свободы на срок до 3 лет.

Что касается контрафактной продукции, то при обнаружении ее сначала конфискуют, а затем уничтожат по решению суда.

Итог

В 2025 году практически каждый бизнес, работающий с потребительскими товарами, обязан маркировать продукцию и передавать сведения в государственную систему «Честный знак». При этом перечень товаров, подлежащих маркировке, постоянно расширяется и становится больше. Игнорировать требования закона не получится - за это предусмотрена юридическая ответственность вплоть до уголовной.